Из Истории Хаджа Российских мусульман
Из истории Хаджа Российских мусульман.
В середине девятнадцатого века поездка в хадж обходилась не менее 300 руб. серебром. Большие деньги на то время, для примера корову можно было купить за 5 рублей, и было так чтобы совершить хадж некоторые паломники продавали все или часть своего имущества — только бы выполнить пятый столп Ислама.
Совершение Хаджа из Российской империи в конце 19 века в начале 20 го века поездка занимала от 6 месяцев до 4х лет. Дорога Российских мусульман начиналась в Одессе. Именно в Одессу съезжались все мусульмане Империи, и оттуда же в Стамбул и дальше в направлении Святых Земель. Это был длинный и опасный путь.
Все изменилось с появлением в железной дороги через пустыню в Хиджаз(область Аравии где находиться Мекка). Хиджазская железная дорога, а именно так она называлась, была открыта 30 августа 1908 г. Она проходила от Дамаска до Мекки протяженностью 1464 км. Это расстояние поезд проходили за 72 часа, для сравнение этот путь на верблюдах паломники — хаджии- проходили 40 дней. К каждому вагону состава был закреплен муэдзин, для руководством совершения пятикратной молитвы совершаемой прямо в поезде. Особенно интересно что для путешествующих семьями были особые условия, а по праздникам действовали “скидки” на билеты. Железная дорога была построена по указу Султана Абдулхамида II. Финансировали строительство этой дороги мусульмане со всего мира.
В Российкой Империи к началу ХХ века паломники использовали для передвижения уже 14 железных дорог, построенных к этому времени — Сибирская, Самаро-Златоустская, Средне-Азиатская, Ташкентская, Московско-Казанская, Сызрано-Вяземская, Рязано-Уральская, Юго-Восточная, Южная, Пермская, Закавказская, Владикавказская, Екатерининская и Юго-Западная. Обычно к составу специально для мусульманских паломников выделяли отдельный Вагон. В Одессе была основана “Центральная контора по переправке паломников мусульман” в Джидду через Стамбул(Константинополь). К центральной конторе была прикреплена специальная санитарно-паломнический казенный дом(гостиница в современном понимании) “Хаджила-Сарай” или другое ее названия “Хаджи-Хане”. Гостиница имела в распоряжении 3000 мест, так же при ней действовала больница на 20 коек, в которой работало 7 человек. На территории “Хаджи-хане” действовала баня. В случае смерти хоронили на мусульманском кладбище, действующем в Одессе.
С 1891г. в Джидде начало работу российское консульство, которое действует и в наши дни. Основная задача консульства сводилась к “оказанию покровительства и защиту всем российским верноподданым и соблюдал интересы правительства”. Первым консулом был назначен стастский советник Шагимардан Мирясович Ибрагимов (1841—1892). В те времена власти Российской Империи считали, что паломничество способствует вывозу капиталов из России и обогащению властей Хиджаза, поэтому в отчетах из консульства в Джидде можно встретить подсчеты убытков в связи с хаджем. Существуют сведения что Секретарь консульства М.Э. Никольский проведя исследования пришел к выводу, что ежегодно не менее 10 тыс. паломников увозят с родины не менее 3-4 млн. руб..
Из этой информации мы можем сделать Вывод что в конце 19 начала 20 века из России в Хадж отправлялось около 10 тысяч человек. Справедливости ради следует отметить что в начале 20 века в Российской Империи проживало около 20 млн мусульман, включая население Средней Азии. В наши дни ежегодно только из России в Хадж отправляются более 20 тысяч мусульман, в пределах квоты выделенной Королевством Саудовская Аравия, посредством официальных-хадж операторов.